Наталья Бондаренко, врач-терапевт высшей категории
Наверное, большинство из нас научились относиться к рекламе спокойно. Воспринимать ее как нечто неизбежное — дающее возможность для чего-то лучшего. А потому можно и потерпеть.
Потерпеть — а не считать руководством к действию. Вовсе не обязательно, то есть, бежать покупать то, что только что тебе красиво показали по телевизору.
Да, есть понимание, что цель именно такова — чтобы побежали покупать. И потому реклама делается максимально убедительной. И все же, даже попавшись во все мастерски расставленные для нас эмоциональные ловушки, сначала мы обычно изучаем свойства товара и задаем себе вопрос: «А действительно ли мне это надо?»
И вот вроде бы понятно, что примерно такое же отношение должно было бы быть и к рекламе лекарств. И предупреждение большими буквами об опасности самолечения там есть. И вообще люди уже, вроде бы, выработали иммунитет к тому, что навязчиво рекламируется — все же понимают, что с целью продать. Да и выражение «хороший товар в рекламе не нуждается» (спорное, безусловно) вполне себе на слуху. И моральная планка у рекламщиков-производителей какая-то все же есть — ничего сильнодействующего и требующего врачебного контроля они, в общем, по телевизору не рекламируют.
Так, средства симптоматической терапии. Что-то обезболивающее, что-то облегчающее дыхание через нос, что-то от тяжести в желудке… Средства для самолечения, по сути.
И я не стану говорить, что самолечение — это плохо. Напротив, я скажу, что хорошо, если каждый будет врачом для самого себя.
Но это выражение «врачом для самого себя» предполагает интерес к своему здоровью и желание разобраться что к чему, что хорошо, а что — не очень. Самолечение — это хорошо, когда это ответственное самолечение.
И вот тут мы возвращаемся к рекламе — которая креативно и навязчиво вносит в наше сознание даже не названия конкретных лекарств, а миф об обязательности симптоматической терапии. Бесконтрольно. Без меры. Как только, так и сразу. Без поиска причины и постановки вопроса об ее устранении.
У вас боли в желудке или изжога? Нет проблем! Вот вам препарат для снятия спазма! А вот — лекарство от изжоги, смотрите как быстро вам станет легче!
Что там может сидеть палочка Хеликобактер, приводящая в лучшем случае (!) к повышенной кислотности и язве, а в худшем — к постоянному воспалению, атрофии и раку желудка, вам, конечно, в рекламе не скажут. А тем временем за открытие Хеликобактера в свое время дали Нобелевскую премию, и общенациональная программа по его выявлению и лечению в Японии позволила в несколько раз снизить заболеваемость раком желудка. Поэтому последние рекомендации — выявлять и лечить как можно раньше, лучше уже в 12-14 лет, пока изменения еще совсем небольшие.
У нас же считается, что можно каждый день есть таблетки от изжоги — и ничего не делать. А чего, помогает же, и по телевизору сказали, что можно.
Еще по телевизору сказали, что можно капать в нос сосудосуживающие, как только почувствовали заложенность — так и сразу. И если вы прочитаете инструкцию (в чем я очень сильно сомневаюсь, потому что это же всего лишь капли для носа), то там будет написано, что использовать их можно не более 4-5 дней подряд. Потому что они вызывают привыкание — и нос будет заложен уже не потому что вы болеете, а потому что без капель слизистая будет отекать снова и снова. Поэтому — чем меньше, тем лучше. Если можете вообще без них — отлично!
И отдельно стоит отметить, что это не лечение насморка, ни разу. Это только снятие симптома «отек слизистой».
А почему, зачем этот отек получился? Вот при банальной вирусной инфекции, например? А случился он потому, что в нос попал возбудитель — и организму надо с ним бороться. Вот он и борется, как умеет — обеспечивает максимальный приток крови, чтобы побольше иммунных клеток прибыло на «место происшествия», чтобы эти клетки побыстрее распознали и атаковали возбудителя. Полнокровие слизистой — это и есть отек. А еще, кроме доступа достаточного количества специальных клеток на место, полнокровие обеспечивает выработку слизи в большом количестве — чтобы она просто ручьем потекла и вынесла наружу вирус из организма.
Но мы не хотим так. Мы не хотим терпеть заложенность носа и насморк, нам рассказали, что это не обязательно, что можно нечто закапать — и все, жизнь прекрасна. А как там организм с вирусом борется — это его проблема, главное, что нам хорошо… А если через несколько дней вместо выздоровления инфекция будет продолжать нас изводить или опустится вниз, в бронхи — пойдем к доктору, пусть он нас полечит… и заодно расскажет, почему мы так долго болеем.
Еще один механизм борьбы с вирусными инфекциями, которому мы дежурно привыкли мешать по наущению телевизора — повышение температуры.
Вот, кажется, повышение температуры с целью обеспечить гибель зловредного вируса или микроба — это уже настолько общее место, настолько общеизвестно, что даже говорить об этом как-то неудобно. А значит и тезис о том, что если температуру мы «сбили», то и бороться с инфекционным агентом, значит, помешали — тоже должен быть доступен для понимания.
И он доступен, вполне.
Человек чувствует, что тут есть подвох — и ждет, что ему предложат иной способ борьбы с инфекцией.
Спрос рождает предложение — и вот уже вам услужливо рассказывают о том, что есть масса всяких снадобий для борьбы с вирусами. (О том, что для борьбы с бактериями этих средств тоже куча, и называются они «антибиотики», благоразумно молчат — и ВОЗ не велит, и потребитель антибиотики не любит… почему-то…) И вы покупаете их сами — или идете за советом к врачу. Предварительно сбив температуру, или еще лучше — начав принимать жаропонижающие ее повышения даже не дождавшись, просто потому что были головная боль и ломота в теле. Вот было вам нехорошо — и вы с этим боролись, а организм с инфекцией пусть без температуры как-то поборется. Как? А как умеет. А если не умеет, или умеет плохо (не секрет, что повышение температуры бывает не всегда и не у всех) — ну, мы ему поможем, значит. Чем? Ну, так много же всего есть, говорят.
Не правду говорят, увы. Нету ничего, от слова совсем.
Есть желание продать нечто, не имея никаких доказательств, что оно поможет вам бороться с вашим ОРВИ. Порой это просто пустышка, плацебо — и в таком случае может быть позитивный эффект, психологический. «Надо же что-то делать» — и вы делаете, раз по-другому не можете. Уровень стресса понижается и организм не отвлекается от борьбы с болезнью, хорошо. Поэтому если вы придете к врачу и настоятельно попросите «что-то противовирусное» — вам, скорее всего, назначат. Чтобы успокоить.
И это будет даже целесообразно.
Другое дело, если это не плацебо и действительно может повлиять на иммунитет. Может — а может и нет. Может повлиять в плюс — а может и в минус. Для печени, которой придется иметь дело не только с токсинами, появившимися в крови в связи с болезнью, а еще и с вашим подарком в виде «стимулятора эндогенного интерферона» (или что вы там еще соизволили проглотить) — точно в минус…
Так может, пусть его этот самый интерферон вырабатывается сам, в необходимом количестве — и в процессе естественного иммунного ответа, надо только ему, этому ответу, не мешать?
Стоит, пожалуй, упомянуть и еще одну вещь. Естественный ответ на проникновение даже самого банального возбудителя — выброс огромного количества биологически активных веществ и активация всех звеньев иммунитета. И на первых порах, пока агент не опознан и специальных средств борьбы с ним не изготовлено — это неспецифический процесс. То есть активировавшиеся иммунные клетки активно ищут и выявляют все чужеродное и неправильное. В том числе опухолевые клетки. Выбросившиеся в кровь биологически активные вещества (которые и вызывают в том числе повышение температуры и чувство недомогания) тоже борются не только с возбудителем, а накрывают и иные неприятности. В том числе, опять, и опухолевые клетки. Поэтому болеть — хорошо. Пока вы болеете, организм чистит сам себя от всякой гадости и тем самым дает вам шанс прожить дольше.
Разумеется, хорошо бы организму в этом добром деле не мешать. Еще лучше — помочь. И тут, собственно, ничего нового не скажешь, логичные и хорошо всем известные меры при остром респираторном заболевании:
- Нужно постараться быть в тепле и покое, полежать, поспать.
- Не нагружать тяжелой белковой пищей, не хочется есть — ну, и не надо.
- Зато нужно как можно больше пить — и токсины легче вывести, и материала для производства слизи будет больше.
- Можно помочь вымывать слизь с вирусами из носа с помощью солевых растворов и из горла с помощью полосканий — лучше чем-то неагрессивным, вроде заваренных кипятком шалфея или календулы.
- Можно использовать лекарства, снижающие вязкость слизи и облегчающие ее выведение — ацетилцистеин, амброксол, синупрет.
- Некоторые источники утверждают, что может быть польза от приема витамина С в дозе не менее 1000 мг в сутки/
Появляются новые симптомы, сила проявлений болезни необычна или нарастает, появились одышка, затрудненное дыхание, синеватая окраска кожи, или температура тела вновь повысилась после периода улучшения — ничего не ждем, сразу же обращаемся к врачу!